-
Как обеспечивается право на образование лиц с ОВЗ
в условиях общеобразовательной школы?
В ФЗ № 273 четко прописано, что «в целях обеспечения права, на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования» (ст.11.п.6).
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по АООП только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК7
Нормативная база:
- Концепция инклюзивного образования детей с ОВЗ в Ставропольском крае Посмотреть
- План реализации ФГОС ОВЗ Посмотреть
- Санитарно - эпидемиологические требования Посмотреть
- Приказ № 528 Посмотреть
- Приказ № 1015 Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам Посмотерть
- Приказ № 1309 Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг Посмотреть
- Приказ № 1598 об утверждении ФГОС начального образования обучающихся с ограниченными возможностями Посмотреть
- Приказ № 1599 об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью Посмотреть
- Часто задаваемые вопросы Посмотреть
- Введение ФГОС для детей с ОВЗ
С 01.09.2016 вступают в силу действие приказов № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее - ФГОС НОО ОВЗ) и № 1599 от 19.12.2014 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС О УО). Далее ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО будем обозначать как специальные стандарты. В соответствии со специальными стандартами определяется вид АООП (для глухих, слабослышащих, позднооглогших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, с умственной отсталостью).
АООП разрабатывается в соответствии с примерной АООП, размещенных на сайте fgosreestr.ru. АООП обозначается двойной нумерацией, например 7.1, первая цифра означает к какой категории относится данная программа (7 - для детей с задержкой психического развития), а вторая цифра вариант программы (1 –адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются определенные трудности). Всего таких вариантов АООП – 29 (таблица №1 «Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов»)!
По ФГОС НОО ОВЗ - 4 варианта АООП предназначенных для следующих детей:
-
для детей близких по своему развитию к возрастной норме, получают цензовое образование и аттестат об окончании обучения (1.1; 2.1; 3.1; 4.1; 5.1; 6.1; 7.1; 8.1);
-
для детей, которые не достигают уровня развития сопоставимого с возрастной нормой, получают цензовое образование, но в более пролонгированные календарные сроки и аттестат об окончании обучения(1.2; 2.2; 3.2; 4.2; 5.2; 6.2; 7.2; 8.2);
-
для детей с легкой умственной отсталостью, получают нецензовое образование и свидетельство об обучении (1.3; 2.3; 3.3; 4.3; 6.3; 8.3);.
-
Для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с множественными нарушениями, получают нецензовое образование и свидетельство об обучении. В этом варианте обучение осуществляется по специальной индивидуальной программой развития (далее – СИПР) (1.4; 3.4; 6.4; 8.4);.
По ФГОС О УО - 2 варианта АООП:
-
для детей с легкой умственной отсталостью, у которых нет других нарушений (Пр.№1598. вар 1).
-
для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с множественными нарушениями по СИПР (Пр.№1599. вар 2).
Определение варианта АООП для обучающегося с ОВЗ осуществляется в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК). А в случае наличия у него ИПРА – с учетом ее требований и мнения родителей. В процессе реализации АООП возможен переход с одного варианта на другой в соответствии с динамикой развития ребенка и подтвержденной рекомендациями ПМПК и с учетом мнения родителей.
-
Включение в федеральные государственные образовательные стандарты специальных требований для обеспечения образования лиц с ОВЗ
Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения (абзацы второй и третий пункта 2 приказов № 1598 и № 1599). В связи, с чем в федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, и основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки от 17 мая 2012 № 413 включены специальные требования обеспечивающие образование лиц с ОВЗ. Изменения, внесенные в стандарты, направлены на создание условий для эффективного освоения всеми обучающимися основной образовательной программы общего образования. Они допускают увеличение нормативного срока освоения основной образовательной программы общего образования обучающимися с ОВЗ и детьми – инвалидами, структура основной образовательной программы общего образования должна содержать раздел «Программа коррекционной работы». В стандарты внесены изменения к требованиям результатов (личностных, предметных и метапредметных) АОП и к структуре рабочей программы по предмету (таблица №2 «Изменения в ФГОС ООО №1897 от 17.12.2010 г.).
До дня вступления в силу изменений внесенных во ФГОС НОО, ООО и СОО, дети с ОВЗ продолжают обучаться в соответствии с приказами Минобрнауки РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» или от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»15. для обучения лиц с умственной отсталостью, зачисленных в образовательные организации до 01 сентября 2016г., при разработке образовательных программ Минобрнауки России рекомендует также использовать примерную адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью, размещенную на сайте fgosreestr.ru11.
АОП (АООП) для обучающихся с ОВЗ имеет структуру и требования к разделам, определенную требованиями ФГОС и ФКГОС.
Таким образом, для обучения лиц с ОВЗ в ОО разрабатываются АООП в соответствии следующих нормативно-правовых документов:
Образовательная программа, адаптированная для лиц с ОВЗ
должна соответствовать
1 классы
ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО
2-4 классы
ФГОС НОО и/или ФГОС О УО
5-6 классы
ФГОС ООО и/или, ФГОС О УО
7-9 классы
приказы Мин обр РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» или от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» и/или ФГОС ООО.
10-11
приказы Мин обр РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» или от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» и/или ФГОС СОО
5. Форма обучения
Получить образование дети могут в двух формах: в образовательной организации или вне образовательной организации, с использованием дистанционных технологий.
* Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей)(справка ВК или заключение медицинской организации)1.
* Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования.
* Организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
6. Образование обучающихся с ОВЗ и наименование классов
«Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность»1.
При наименовании классов, ранее использовалось письмо МО РФ от 30.05.2003 №27/2881-6 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития». На основании которых, например, классы для детей с ЗПР – назывались, как специальные (коррекционные) классы (далее - С (К) К). Но типовые положения, утвержденные Минобрнауки России от 19.03. 2001 №197 о данных классах в настоящее время утратило силу!!! Однако до принятия новых приказов, мы пользуемся приказом Минобрнауки Забайкальского края от 29.12.2009 №1968 «Об утверждении Положений, регламентирующих реализацию специальных (коррекционных) программ в общеобразовательных учреждениях Забайкальского края», в соответствии с которым сохранили название отдельных классов для детей с ЗПР, как С (К) К, а для детей с ОВЗ находящихся на совместном обучении с другими обучающимися (нормы), как интегрированные классы.
Организация обучения по индивидуальным учебным планам (далее – ИУП) может быть организовано для любого ребенка. ИУП обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Для обучения по ИУП требуется согласие родителей (законных представителей). В основном обучение по ИУП в нашей школе практикуется при обучение детей на дому (в т.ч. и лиц с ОВЗ) и при обучение детей по углубленной программе, осваивающих ООП СОО. В дальнейшем, возможно, также будет рекомендовано обучение по ИУП обучающимся не погасившим академической задолженности в назначенные сроки, либо имеющим дезадаптацию к обучению.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Министерство образования Ставропольского края (далее - министерство) информирует о том, что с 28 марта по 2 апреля 2023 года проводится Всероссийская неделя распространения информации об аутизме (далее – Всероссийская неделя). Всероссийская неделя приурочена ко Всемирному дню распространения информации об аутизме, который отмечается ежегодно 2 апреля. Дополнительную информацию можно узнать на сайте ФРЦ МГППУ: https://autism-frc.ru/work/events/1497/vserossiyskaya_nedelya
Программа недели информирования об аутизме (смотреть)